Рейтинг@Mail.ru
 

Пленка против цифры. Раунд второй

Пленка против цифры. Раунд второй

Мы уже кое-что знаем о «противостоянии» пленочной и цифровой фотографии с точки зрения современного использования, об их сильных и слабых сторонах, включая технические характеристики, актуальность и удобство использования. Отодвинув в сторону теорию, я предлагаю ознакомиться с практической стороной вопроса и взглянуть непосредственно на снимки сделанные цифровым и пленочным фотоаппаратами при одинаковых условиях, с использованием одного объектива. Постобработка цветокоррекции не производилась, в отдельных фотографиях было изменено значение экспозиции на 1 стоп. Для пленочных снимков я выбрал пленку Fujicolor Superia 200, разместив её в Nikon F90. Конкуренцию ему составил простенький кропнутый Nikon D3100. Объективом послужил мне фикс Nikkor 50/1.8. В случае с D3100 съемка производилась в raw формате файлов.

 

Сюжет №1

Сцена с котиками ивы обладает средним динамическим диапазоном, с которым без проблем справляются матрица фотоаппарата и 35мм плёнка. Но, несмотря на это, плёночный вариант все же демонстрирует преимущество в виде лучшего контраста, объемности и цветопередачи. Глядя на фото с матрицы, складывается ощущение некой «плоскости». Что касается детализации изображения, то здесь цифра так же не смогла продемонстрировать ожидаемо хороший результат. Пленочная фотография смотрится более пластично, сбалансировано по части света, каждый котик хорошо подсвечен и рельефно выделяется от фона.

Цифрового собрата не спасает даже наличие бабочки в его варианте, к моменту как я сменил объектив он уже упорхал :). Однозначно победа старичка в этом раунде.

 

Сюжет №2

Закат в весеннем лесу. В этом пейзаже меня заинтересовал контраст жесткого рисунка теней от деревьев и красноватого света от вечернего солнца. При первом взгляде сразу бросается в глаза большая насыщенность и контрастность пленочного снимка по сравнению с цифровым. По части детализации результат D3100 оказался лучше, особенно это прослеживается при взгляде на области с явным пересветом и в тенях. Он так же выглядит более сбалансировано, но вместе с тем скучно, и меня, как фотографа, больше привлекает пленочный вариант. В нем подчеркнуто то, что я, собственно, хотел выделить, нажимая на спуск.

 

Сюжет №3

Покрытые разноцветным мхом молодые деревья. Очень показательный пример, собственно здесь представлены все основные различия при съемке на пленку и цифру. Пленочный снимок демонстрирует нам более приятную и понятную глазу цветопередачу, контрастность и широкий динамический диапазон (особенно это заметно при сравнении фонов). Что характерно, боке носит привычный для пленки художественный характер, и объекты фона четко прослеживаются. Детализация у цифры на порядок выше, в изображении преобладают средние тона. В целом, смотря на подобные raw-фотографии, я вижу пластилин, готов к приключениям в пост-обработке.

 

Сюжет №4

В этом случае хорошо прослеживается разница в светочувствительности кропнутой матрицы и пленки 135 формата. Так, в условиях недостаточной освещенности Superia смогла поглотить больше света и преобразить его в более качественный светотеневой рисунок. Так же в цифровом варианте мы можем наблюдать явный засвет в месте восхода солнца, тогда как пленка смогла справиться с детализацией этого участка, что несомненно указывает на преимущество в широте динамического диапазона. Снимок с F90 более шумный, и как будто залит слегка неестественным красноватым фильтром, но несмотря на это картинка смотрится более выигрышно по сравнению с цифровым снимком.

 

Сюжет №5

Честно говоря, немного больно смотреть на это сравнение, потому что пожалуй единственным преимуществом фотографии с D3100 является лишь её детализация. Полный провал по гамме, динамическому диапазону и пластичности картинки. Матрица не смогла справиться даже с заледеневшей канавкой и пересветами на снегу, не говоря уже о прорисовке светотеневого рисунка камыша. Сделаем скидку что это всё-таки raw-файл, но здесь цифра явно подкачала. Что примечательно, средние тона в этом сюжете тоже в пользу пленки.

 

Сюжет №6

На десерт я предлагаю две фотографии с восходом солнца. Светотеневой рисунок льда демонстрирует все преимущество пленки (справа) над недорогими кропнутыми цифровыми камерами как нельзя лучше. Контраст мельчайших деталей на поверхности льда, пластичность изображения, объемность, глубокий рисунок теней формируют очень привлекательную картинку. Различие в динамическом диапазоне можно увидеть, лишь взглянув на количество участков разного уровня освещенности. Плёнка выжала максимум с этого сюжета и раскрыла его художественный потенциал на сто процентов.

 

Вывод

Подводя итоги, можно с уверенностью заявить о том что плёнка демонстрирует лучший результат по сравнению с недорогими представителями цифровой фототехники. Львиная доля преимущества приходится на существенную разницу в динамическом диапазоне, что напрямую отображается на светотеневом рисунке и художественности фотографии в целом. Такие показатели как цвет и контрастность так же остались за пленкой. Представленные цифровые фотографии характеризуются лучшей детализацией, пониженным уровнем шумов при поднятии ISO и лучшей проработкой средних тонов в отдельных сюжетах.

Rambler's Top100